История ELEMENTAREE
Как мы держали цены
Мы довольно долго не повышали цены и за это время ситуация в стране успела сильно измениться. Казалось, критическая точка достигнута, но наша команда всегда находит выход из сложных ситуаций.
Мы не повышали цены на наборы ELEMENTAREE один год и три месяца — с декабря 2014-го. За это время ситуация в стране сильно изменилась: поездки за границу стали признаком долларовой зарплаты, продукты подорожали на 15–30% и больше. Только за период с сентября 2015-го по январь 2016 года цены на некоторые потребительские позиции выросли на 50% (на основе исследования BBC):
Упаковка огурцов «Московский», 450 г — с 84,90 до 168,91 руб.
Баклажаны, 1 кг — с 149,90 до 398,90 руб.
Бананы, 1 кг — с 49,90 до 74,99 руб.
Питьевой йогурт «Активия», 290 г — с 22,29 до 39,09 руб.
Сливочное масло «Вологодское», 180 г — с 127,00 до 199,90 руб.
Рис индика, коричневый «Мистраль», 1 кг — с 54,99 до 109,00 руб.
Упаковка «Сосиски ру» «Останкино», 320 г — с 64,90 до 107,44 руб.
Колбаса телячья «Велком», 500 г — с 199,00 до 310,95 руб.
Для ELEMENTAREE удержание цен стало ключевой задачей, которую мы решали всё это время. Доступность наших программ питания — важная ценность для нас. Мы понимаем, что зарплаты наших клиентов не растут так же быстро, как цены в магазинах. К тому же стоимость других аспектов жизни стала ещё выше, и это не могло не сказаться на бюджете на еду.

Мы сознательно и много работаем над тем, чтобы быть дешевле супермаркетов аналогичной категории. То есть наши наборы правильного питания обходятся дешевле покупок в супермаркетах премиум-сегмента, домашнего питания — дешевле среднего московского супермаркета.

Тратя у нас 3 тысячи рублей, вы получаете полный продуманный рацион на неделю. Как же нам удавалось держать цены всё это время? Немного внутренней кухни.

Нет запасам готовой продукции и остаткам!

Мы закупаем продукты под конкретных клиентов и конкретное меню. Поэтому мы не платим за все те позиции, которые просто стоят на полке и ждут своего часа (и к тому же за это время могут испортиться).

Этим мы минимизируем остатки и отходы: мы точно знаем, сколько нужно купить. А ведь по статистике более 50% еды в России выбрасывается.

Напрямую к производителю

В среднем цепочка от производителя до покупателя состоит из четырёх звеньев. Очевидно, что это не бесплатный процесс: каждое звено берёт свою долю.

Мы видим свою задачу в том, чтобы максимально сократить количество таких звеньев, поэтому за прошедший год мы начали работать напрямую с несколькими производителями, особенно по молочным продуктам и сухим категориям. К тому же долгосрочные отношения позволяют лучше подстроиться друг под друга.

Наша мантра остаётся неизменной: вы получите удобную и вкусную еду дешевле, чем в супермаркете.

Поиск альтернативных ингредиентов для меню

Конечно, классно иметь возможность составлять меню по вдохновению. Но у нас другой подход. Над меню работает команда, которая оптимизирует его стоимость так, чтобы не повредить вкусу. Это и бренд-шеф, и технолог, и диетолог, и, что очень важно, закупщик.

Наша задача — чётко знать, что тыква и авокадо будут приемлемыми по цене с такого-то числа, значит, их можно будет поставить в меню. Бренд-шеф делает бесчисленные вариации одного и того же блюда, чтобы понять, какие ингредиенты могут стать доступной заменой утраченной «запрещёнки» или взлетевшим до небес баклажанам.

Летом проще наполнять меню местными продуктами, особенно из Тверской области. Мы вернёмся к этому, как только созреют первые овощи.

Гибкое изменение меню в зависимости от цен на продукты

Нашему бренд-шефу или составителю клиентских инструкций не позавидуешь, когда ближе к ночи им звонят закупщики и рассказывают, что ингредиент, на который они так рассчитывали, вдруг стал стоить не 5, а 10 рублей.

Зачем они звонят? Затем, чтобы вместе придумать, чем его заменить, чтобы было по-прежнему вкусно.

Почему это сложно? Потому что, приняв решение, нужно поменять карточки рецептов, переделать закупочные листы, перестроить техзадание на производство и не только.

Почему мы это делаем? Потому что решаем задачу доступности нашего продукта каждый день.

Расширение закупочного департамента

В связи с увеличивающимся объёмом работы, проведением конкурсов между поставщиками, необходимостью тестировать, смотреть производителей мы поняли, что одним закупщиком нам не обойтись. На помощь бессменному Олегу пришёл Николай, который взял на себя значительную часть работы.
Аналитика до и после

Одно дело — планировать, другое — знать. Мы, конечно, за знание, поэтому отслеживаем все затраты, а со временем доведём систему до того, чтобы она сама подсказывала, что и где ещё можно оптимизировать.

Уже сейчас есть две важные точки, которые мы отслеживаем каждую неделю: сколько будет стоить каждый день нашей программы питания по расчётам до запуска и что получилось по факту. Это как если бы вы пошли в магазин, описали весь его ассортимент и составляли бы себе меню каждый раз с учётом изменения цен.

Сохранение стандартов

А вот это уже принцип. Для нас важно переломить тренд на потребление позиций из супермаркетов с кучей добавок и примесей. Мы такого не используем. Конечно, были подобные предложения, чтобы сэкономить, но мы на это пойти не можем на ценностном уровне.

Руководствуясь этими принципами, мы сохраняли цены неизменными больше года. Но настала пора признать, что мы не волшебники. В январе мы вышли за все пределы затрат по еде на единицу продукции и теряли деньги на каждом проданном наборе. Мы ещё раз сделали рывок, но февраль оказывается не лучше. Видимо, действительность зашагала ещё быстрее к новому росту цен. Поэтому сейчас мы вынуждены разделить с нашими клиентами увеличение затрат.

Часть повышения мы опять берём на себя и продолжим делать всё возможное, чтобы предлагать максимально привлекательные цены. Наша мантра остаётся неизменной: вы получите удобную и вкусную еду дешевле, чем в супермаркете.



Понравилась статья?
Расскажите о ней друзьям: